Будучи втянутыми в коммуникации со всем тогдашним миром, до самой его ойкумены, они были полиглотами, что кратно усиливало их интеллектуальный потенциал. Греко-римская культура — продукт удивительной гармонии аналитического и синтетического типов мышления, познания.
Продукт этой культуры всеобъемлющ — от непревзойденных литературных шедевров до паттернов правового упорядочивания общества и государства.
Гуманитарный (прежде всего лингвистический и литературно-философский) компонент — фундамент этой культуры. Когда она погибла, наступило десять веков европейского мракомыслия.
Возрождение Европы, уместившееся в Ренессанс, Реформацию и Просвещение, означало реинкарнацию античной культуры, всех ее составляющих. Реинкарнация открыла новую эпоху человечества — модерн. Латынь, не умершая и бережно сохраненная в храмах и монастырях, связывала десятивековое время между гибелью Рима и Возрождением. Она сохранила семя этой культуры. Ее языки и литературы (художественная, историческая, философская) стали главным средством воспитания европейских элит, включая интеллектуальные, и нараставших поколений европейского образованного класса.
Реформу нашего языка начал М.В. Ломоносов. И получилось у него это потому, что он в совершенстве владел латынью. Сквозь сложную, совершенную и многофункциональную структуру латыни он уловил пути перестройки отечественного языка. Довершили дело В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, тоже им владевшие.
В гимназиях России редукция этой культуры в 40-е годы XIX века привела к потокам недоучек в 50-е и взращивании из них массового потенциала нигилизма, противостоящего властям и не принимаемого народом.
Возвращение в начале 70-х этой культуры в гимназии (до 22 часов в неделю) уже через несколько лет выковало великолепно подготовленную для обучения в лучших европейских университетах абитуру и через эту конкуренцию заставило наши университеты броситься вдогонку германским. А вскоре мы получили интеллектуальный, гуманитарный и духовный «взрыв» Серебряного века — в высшей степени конкурентное в мире и массовое сословие философов, математиков, инженеров, врачей, писателей, поэтов и т.д. Россия двинулась к своему высшему месту на мировом интеллектуальном Олимпе.
Что было дальше, мы знаем. Советский школьный всеобуч ставил целью преодоление неграмотности, многопредметное обучение немногому обо всем. Далее происходило бессмысленное наращивание объема транслируемых для зубрежки дидактических единиц и редукция научающих технологий (педагогическая редукция), способных обеспечивать развитие интеллекта. Из школы исчезли не только латынь и греческий, но и иностранные языки (два урока в неделю в старших классах ничего не давали), исчезла западная литература. Русская литература трактовалась, оценивалась на основе критерия соответствия ее персонажей утилитарным целям революций и низвержений. История подвергалась кратно большему искажению, чем до 1917 года. Социальных наук не было вообще.
Одновременно с 1917 года шло неуклонное упрощение русского языка, превращение его в новояз, некий воляпюк («народ и партия едины», «социализм — это мир», «овощной конвейер страны», «бойцы стройотрядов»). После 1991 года, оказавшись в рыночной экономике и открытом обществе, мы не нашли в своем языке слов для описания этой действительности. И теперь наш обыватель безуспешно силится понять смыслы «хеджирования», «волатильности», «имплементации», «инфорсмента», «деривативов», «пенитенциарной системы», «опционов» и «бонусов», тысяч других «закордонных» слов.
Синтетическое мышление (синтез расчленяемых при восприятии частей культурных феноменов, их дополнение, интуиция, воображение, ассоциативность — всё, что взращивается именно гуманитарным и социальным образованием) редуцировалось до предела, а вместе с ним и способность к инсайтам.
Синтетическое мышление — отличительное свойство китайской, японской культуры, ставшее мощнейшим субстратом для исторических рывков этих народов при дополнении их традиционных институтов новыми. Нам это пока не грозит (и рывки тоже).
Если не обманывать самих себя, то нам нужно сначала пройти так и не начинавшуюся у нас во всем спектре гуманитарного, философского и социального знания (а вместе с ними и компетенций) эпоху Просвещения.
Захочет наша власть вложиться в этот Исход в царствие интеллекта, духа, многообразия и креатива «по полной программе», — пройдем эпоху исторически «по-спринтерски». Не захочет — значит, модернизации не будет, ибо до нее нужно пройти через эпоху модерна, которой в России так и не случилось, — Лев Любимов.
Диалог с Михаилом Хазиным: Инновационный потенциал (видео) от 06430832523
Струнный транспорт Юницкого (видео)
Journal information