Алексей Лотов (alexlotov) wrote,
Алексей Лотов
alexlotov

Category:

Медитация Атма-вичара




Юрий Менячихин. Практическая атма-вичара (видео)

Медитация Атма-вичара – это поддержание непрерывной внимательности к осознаванию внутреннего чувства «Я»

Медитация сидя

Поза:пусть поза будет естественной, но неподвижной. Вы сидите, скрестив ноги, с прямой спиной, положив руки на колени. Язык прижат к нёбу.

Дыхание: пусть течет непринужденно.

Взгляд:глаза полуприкрыты.

Сознание: расслабленное, раскрепощенное, но бдительное, оно не следует за мыслями.

Метод: направив внимание внутрь, полностью сосредотачиваемся на чувстве «Я».

Сядьте в правильную позу. Выпрямив спину, сконцентрируйтесь на внутреннем чувстве «я».

Если не удается уловить его, то чтобы вызвать его, задайте себе вопрос: «Кто я?». Задав вопрос, старайтесь почувствовать тонкую вибрацию внутри вашего сознания. Она называется «ахам-вритти». Держитесь ее, не отвлекаясь ни на что.

Длительная практика удерживания «ахам-вритти», т.е. внутреннего чувства «я», приводит к связи со сверхподсознанием.

Когда придут посторонние мысли, вы не должны захватываться ими, спрашивая себя: «Кто это думает?» Если у вас возникнут образы, вы также должны задавать себе вопрос: «Кто наблюдает эти образы?» Задав вопрос, вы получите ответ: «Я» или «для меня». Получив ответ, вам необходимо спросить: «А кто я?», снова возвратившись к изначальной вибрации «ахам-вритти».

Старайтесь не думать «Кто я?» или «я» на уровне мыслей, а осознавать «я» без мыслей. Это самый важный момент в медитации.

При правильном выполнении Атма-вичары вы испытываете изменения сознания, давление в брахмарандре или свет.

Вритти – это модификации ума, т.е. движения вашего сознания. Они возникают из-за наших ложных отождествлений с внешними объектами. Из них «Ахам-вритти» («я-мысль») самая главная, т.к. она связана с Истинным «Я». Держитесь ее, пока не придут посторонние мысли.

Затем начните процесс снова. Углубляйте это состояние.

Приняв неподвижную позу тела, мы исследуем «Я», закрыв глаза, концентрируясь на чувстве «Я». Внезапно мы обнаруживаем пустотную природу «Я», а все наши страсти и мысли не имеют под собой основы.

Вновь и вновь исследуя в медитации ум, мы обнаруживаем пустотность «Я». В один миг мы теряем все иллюзии разом.

Когда возникает видение или слышание, мы исследуем: «Кто слышит? Кто видит? Кто переживает радость и горе?». Ответом будет: «Я». Если же мы всматриваемся в «Я», пытаясь найти некое отдельное самосущее «Я», мы убеждаемся, что «Я» не имеет собственного существования. Ум есть в связи с объектами. Объект есть только тогда, когда есть воспринимающий его ум. Все существует зависимо от ума. Ничто не существует независимо от ума. Демоны, добрые божества и злобные духи, люди и горы – это лишь видимые проявления ума, они лишь кажутся истинно существующими. Однако, кроме обманчивых проекций, нашего «Я» здесь никогда не было.

Когда, так исследуя в медитации «Я», не обнаруживаем совсем ничего, словно глядя в пустое пространство. Пробуждается невыразимое, пустотное безмятежное осознавание без субъекта и объекта. Оно самосияюще, лучезарно, наполнено покоем. Это естественное состояние изначально чисто и свободно, оно является Творцом Всего. Звезды, земля и небо, деревья и горы, все видимое является его проявлением. Все зависит от него.

«Вы должны различать «Я», чистое в самом себе, и «я»-мысль. Последнее, будучи просто мыслью (вритти), видит субъект и объект, спит, пробуждается, ест и пьет, умирает и возрождается. Но чистое «Я» есть чистое Бытие, вечное существование, свободное от неведения и мысли-иллюзии. Если вы остаетесь тем «Я», вашим единственным бытием, без мысли, то «я»-мысль исчезнет, и заблуждение пропадет навсегда».


Шри Рамана Махариши. Практика самоисследования. (видео)


Медитация в движении

Как только вы нашли подходящее место, встаньте в начале дорожки. Выпрямитесь. Положите правую ладонь на левую впереди себя.

Практика в первую очередь заключается в развитии самадхи, а это требует собранного усердия. Чтобы сфокусировать ум, нужно быть старательным и решительным. Вначале требуется некоторая степень физической и умственной собранности. Вы начинаете с того, что складываете руки впереди себя. Собранность в теле способствует собранности в уме. Таким образом, установив собранность в теле, следует встать, установить осознанность и внимательность по отношению к телу.

Установите в уме решимость в плане того, сколько вы собираетесь ходить: полчаса, час или больше. Ходите строго столько, сколько вы решили. Так вы воспитаете свой ум на этой начальной стадии медитации рвением, вдохновлённостью и верой.

Важно помнить направить взор вниз, примерно в полутора метрах впереди себя. Не смотрите по сторонам, отвлекаясь на то или на это. Поддерживайте осознанность на ощущении прикосновения подошвы стопы к земле. Таким образом, вы разовьёте более утончённую осознанность, ясное знание ходьбы во время ходьбы.

Осознанность к позе ходьбы

В этой методике во время ходьбы вы направляете всё своё внимание на подошвы стоп, на ощущения и чувства, по мере того, как они возникают и исчезают. Подразумевается, что вы ходите босиком, как большинство монахов. Хотя, можно носить лёгкую обувь, если на то есть необходимость. Как только вы начнёте ходьбу, ощущения изменятся. По мере того, как стопа поднимается и опускается вновь, ступая на дорожку, возникают новые ощущения. Осознавайте это ощущение всей стопой. Как стопа вновь поднимается, отмечайте в уме это новое возникшее ощущение. Когда вы поднимаете каждую стопу и ставите обратно, знайте те ощущения, которые происходят. С каждым новым шагом будут переживаться всё новые ощущения, а старые – прекращаться. Всё это следует осознавать. С каждым шагом переживается новое ощущение – это ощущение возникает, исчезает; возникает, исчезает.

В этом методе мы направляем внимательность на ощущение самой ходьбы по мере каждого осуществлённого шага, на ведану (приятное, нейтральное, неприятное ощущение). Мы осознаём, какой тип веданы возникает на подошве стопы. Когда мы стоим, мы переживаем ощущение, чувство, соприкосновение с землёй. Это соприкосновение может породить боль, жар или другое ощущение. Мы направляем осознанное внимание на эти ощущения, полностью познавая их. Когда поднимаем стопу, чтобы сделать шаг, ощущение меняется, как только стопа отрывается от земли. По мере ходьбы ощущения постоянно изменяются, появляются новые. Мы осознанно отмечаем это возникновение и исчезновение ощущений, по мере того, как стопа отрывается от земли и вновь её касается. Таким образом, мы удерживаем полное внимание просто на возникающих при ходьбе ощущениях.

Обращали ли вы когда-либо тщательное внимание на ощущения в стопе во время ходьбы? Они происходят каждый раз во время того, как мы идём, но обычно в жизни мы не замечаем этих утончённых вещей. Когда мы идём, наш ум где-то блуждает. Медитация при ходьбе – это способ упростить то, что мы делаем, когда мы делаем это. Мы утверждаем ум в «здесь и сейчас», начиная с того, что мы идём, когда идём. Мы упрощаем всё, успокаиваем ум простым познаванием возникновения и исчезновения ощущений.

С какой скоростью вы идёте? Советуют идти естественно, не слишком быстро, не слишком медленно. Если вы идёте быстро, то можете поймать себя на том, что вам очень трудно сосредоточиться на ощущении возникающих и угасающих чувств. Возможно, вам нужно немного замедлиться. С другой стороны, некоторым людям, быть может, лучше ускориться. У каждого по-разному. Вам нужно найти для себя свой темп, который подходил бы именно вам. Вначале вы можете ходить медленно, а постепенно перейти к естественному темпу ходьбы.

Если ваша осознанность слабовата (то есть ваш ум часто блуждает), ходите очень медленно до тех пор, пока не сможете пребывать в настоящем моменте с каждым шагом. Начните с установления осознанности ещё в самом начале дорожки. Когда дойдёте до середины, спросите себя: «Где мой ум? Он знает ощущения в подошвах стоп? Чувствую ли я здесь и сейчас, в настоящем моменте, прикосновение?». Если ум убежал, верните его обратно к ощущению в стопе и продолжайте ходьбу. Когда дойдёте до конца, медленно обернитесь, вновь установите осознанность. Где ум? Знает ли он ощущения в подошвах стоп? Убежал ли он? Как правило, ум устремляется в поисках мыслей суеты, страха, счастья, печали, беспокойства, сомнения, удовольствия, разочарования и так далее – он блуждает во множестве всех мыслей, которые только могут возникнуть.

Если осознанность к объекту медитации отсутствует, то вначале установите её заново, а тем начинайте ходьбу обратно. Утвердите ум вновь на простом познании акта ходьбы, а затем начинайте идти обратно к другому концу дорожки. Когда дойдёте до середины, отметьте: «Я на середине дорожки» и вновь проверьте свой ум на предмет того, удерживает ли он свой объект. Затем, когда дойдёте до конца дорожки, отметьте: «Где ум?». Вот так вы ходите вперёд и назад, будучи осознанными к возникающим и исчезающим ощущениям. По мере ходьбы постоянно переустанавливайте свою осознанность, возвращая ум обратно, направляя его вовнутрь, становясь знающими, видящими ощущения в каждый момент их возникновения и исчезновения.

По мере нашего поддержания осознанности на ощущениях и чувствах в подошвах стоп, мы заметим, что ум стал меньше отвлекаться. Ум будет всё меньше и меньше склоняться к внешним вещам, происходящим вокруг нас. Мы станем спокойнее. Ум успокоится по мере его утверждения. Когда он успокоится, вы обнаружите, что поза ходьбы станет слишком грубой деятельностью для возникшего состояния ума. Вы захотите, чтобы движения прекратились. Остановитесь, встаньте, позвольте уму пережить это состояние умиротворения и покоя. Это называется «пассадхи» – один из факторов просветления.

Если во время ходьбы ум стал весьма утончённым, то, возможно, вы увидите, что далее продолжать ходьбу попросту невозможно.

Ходьба подразумевает волевое решение идти, а ваш ум слишком сфокусирован на объекте медитации. Остановитесь на дорожке и продолжайте практику стоя. Медитация подразумевает работу с умом, а не с позой. Физическая поза – просто удобное средство для совершенствования работы ума.

Сосредоточение и успокоение идут рука об руку вместе с осознанностью. Вместе с факторами усердия, изучения Дхаммы, восторгом и невозмутимостью, они называются «семью факторами просветления». Когда в медитации ум успокоился, то благодаря этому успокоению возникнет ощущение радости, восторга и блаженства. Будда говорил, что блаженство успокоения – величайшее счастье и сосредоточенный ум переживает это умиротворение. Этот покой можно пережить в этой самой жизни. Развив практику медитации при ходьбе в формальном контексте, далее, когда мы ходим в повседневной жизни, идём в магазин, из комнаты в комнату, или даже в ванную – мы можем использовать это активное движение в качестве медитации. Мы можем быть осознанными просто к тому, что идём, просто быть с этим процессом. Наш ум может стать безмолвным и спокойным. Таков способ развития сосредоточения и успокоения в повседневной жизни.

Из медитации сидя к медитации при ходьбе

Если во время медитации сидя ум становится умиротворённым с помощью некоего объекта медитации, то используйте этот же объект и в медитации при ходьбе. Однако, в случае с некоторыми утончёнными объектами медитации, как дыхание, ум прежде должен обрести некоторую степень устойчивости и спокойствия. Если он ещё не успокоен, а вы начинаете ходьбу, сосредотачиваясь на дыхании, то медитацию будет сложно осуществлять, так как дыхание является весьма утончённым объектом. Лучше начать с более грубого объекта – например, с ощущений и чувств, возникающих в стопах.

Существует много разных объектов медитации, которые помогут хорошо перейти от позиции сидя к ходьбе, например, четыре Безмерных: доброта, сострадание, сорадование, равностность. По мере ходьбы вперёд и назад развивайте широчайшие мысли, основанные на доброте: «Пусть все существа будут счастливы, пусть все существа будут пребывать в мире, пусть все существа будут свободны от страданий». Можно использовать ходьбу в дополнение к медитации сидя, развивая практику на том же самом объекте, но уже в другой позе.

Выбор мантры

Если во время медитации при ходьбе вы отмечаете, что впадаете в сонливость, то нужно взбодрить ум, а не успокаивать. Используйте мантру, чтобы он стал более сфокусированным и бодрым. Тихо повторяйте про себя мантру, например «Буд-дхо», снова и снова. Если ум всё ещё блуждает, то начинайте говорить «Буд-дхо» очень быстро, и начинайте ходить быстро. По мере ходьбы повторяйте «Буддхо, Буддхо, Буддхо». Таким образом, и ум сможет сфокусироваться быстро.

Созерцание вещей такими, какие они есть

Исследование Дхаммы – это один из факторов просветления и вид созерцания учений и законов природы, который можно осуществлять по мере ходьбы по дорожке медитации. Это не означает, что вы просто ходите и размышляете над некими древними вещами. Это постоянное рассмотрение и созерцание Истины (Дхаммы).

Например, можно созерцать непостоянство, наблюдая процесс изменения и видя, как всякая вещь подвержена перемене. Вы развиваете чёткое восприятие возникновения и угасания всякого опыта. Жизнь – это просто текучий процесс возникновения и угасания, и всякий обусловленный опыт подчиняется этому закону природы. Созерцая эту Истину, вы видите характеристики существования. Вы видите, что все вещи подвержены изменениям. Все вещи неудовлетворительны. Все вещи безличны. Вы можете изучать эти фундаментальные характеристики природы на дорожке для медитации.

Памятование о щедрости и нравственности

Будда непрерывно напоминал о важности щедрости и нравственности. На дорожке для медитации вы можете рассматривать собственную нравственность или деяния щедрости. По мере того, как вы ходите вперёд и назад, задайте себе вопрос: «Какие хорошие поступки я совершил сегодня?». Учитель медитации, с которым я одно время находился рядом, часто говорил, что одной из причин, почему медитирующий не может стать успокоенным, является то, что он не совершает достаточного количества благих поступков за день, которые являются своего рода подушкой для медитации, фундаментом для умиротворения. Если мы совершаем хорошие дела в течение дня – сказав доброе слово, сделав благой поступок, проявив щедрость и сострадание – то тогда ум будет испытывать радость и восторг.

Эти благие поступки, и то счастье, которое проистекает из них, становятся причинными факторами для сосредоточения и покоя. Сила доброты и щедрости ведёт к счастью, и именно это благотворное счастье формирует основу для сосредоточения и мудрости.

Памятование о собственных хороших делах – весьма уместный объект для медитации, если ваш ум обеспокоен, взволнован, разозлён или впал в уныние. Если ему недостаёт покоя, то вспоминайте ваши прошлые благие свершения. Это делается не ради раздутия эго, а как признание силы доброты и благостности. Добрые дела, нравственность и щедрость привносят в ум радость, которая является фактором просветления.

Воспоминание щедрых поступков, преимуществ даяния, нравственности, созерцание чистоты безвредности, чистоты честности, чистоты сексуальных отношений, чистоты правдивости, чистоты уверенности ума о том, как избежать загрязнений – все эти памятования могут являться объектами ума на дорожке для медитации.

Памятование о природе тела

Мы также можем медитировать на смерти и умирании или же на непривлекательной природе тела, на созерцании трупов на различных этапах разложения. Мы можем визуализировать тело, разделённое на части, подобно тому, как студент медицинского университета препарирует труп. Мы «снимаем кожу» и «видим» что находится под ней, видим слои плоти, сухожилия, кости, органы. Мы можем умственно отделить каждый орган от тела, чтобы исследовать и понять его. Из чего состоит тело? Каковы его составные части? И это я? Это постоянно? Может ли это называться «мной»?

Тело – просто такой же аспект природы, как и дерево или облако. Основная проблема заключается в привязанности к телу, когда ум цепляется за мнение, будто это самое тело – это моё тело. Ум радуется телу и радуется телам других людей: «Это – я. Это – моё».

Мы можем бросить вызов этой привязанности к телу посредством созерцания и изучения. Мы берём в качестве объекта кости этого тела. Мы визуализируем кости по мере медитации при ходьбе, видя то, как они белеют, как распадаются и возвращаются в элемент земли. Кости – это кальций, который впитывается в тело через потребление растительной и животной пищи. Он приходит к нам из земли. Химические элементы соединяются и формируют кость. Со временем эта кость вернётся обратно в землю.

Кальций – это просто кальций. У него нет характеристики «моего кальция» или чьего-либо ещё. Земля просто возвращается обратно в землю, каждый элемент возвращается к своей естественной форме. Это не я. Это не моё. Это не может называться «мной». Мы продолжаем медитировать и разбиваем кость на элементы, возвращая их обратно земле. Мы вновь и вновь формируем кость и снова разбираем её. Мы продолжаем этот процесс визуализации непрерывно до тех пор, пока не придёт чёткое прозрение.

Если вы медитируете на теле и ещё не полностью расчленили объект медитации на четыре элемента (огня, воздуха, воды, земли) и не воссоздали его вновь, то ваша работа в медитации ещё не выполнена.

Это умственное упражнение ещё не завершено, задача не сделана. Поддерживайте медитацию, продолжайте ходьбу. Ходите вперёд и назад и изучайте, пока не сможете утвердить в уме восприятие асубхи в субхе – т.е. увидеть не являющееся красивым, не являющееся приятным и привлекательным в том, что кажется красивым, приятным, привлекательным.

Мы разбиваем это тело на составные элементы и собираем вновь, чтобы увидеть его таким, какое оно есть на самом деле. Тренировка ума в изучении ведёт к мудрости. Повторяя эти упражнения разбивания тела на четыре элемента – огонь, воздух, воду, землю – ум видит и понимает, что это не я, это не моё, это не личность. Он видит, что четыре элемента, составляющие это тело – это просто аспекты природы. Именно ум привязывается к мнению, будто тело – это личность. Поэтому мы бросаем вызов этой привязанности. Мы не следуем ей слепо, поскольку именно привязанность создаёт все наши страдания.

Другие созерцания

Ещё другим предлагаемым Буддой объектом медитации является рассмотрение покоя, природы умиротворения. Ещё одним – рассмотрение качеств Просветления. Или же вы можете медитировать, ходя по дорожке, на качествах Будды, Дхаммы или Сангхи. Также можно памятовать о небесных существах (дэвах) и тех качествах, которые необходимы для рождения в их мире.

Мудрое использование созерцания

В буддийском арсенале множество объектов для медитации, выбирать которые следует тщательно. Выбирайте тот объект медитации, который стимулирует ум, когда тот нуждается в стимуляции, или же успокаивает ум, когда ум нуждается в успокоении. Но следует предупредить о том, что ваш ум в процессе созерцания этих объектов не должен уходить в философствования и блуждания, что весьма легко может произойти.

Нужно быть очень внимательным и делать отметки в начале, середине и конце дорожки: «Действительно ли я нахожусь со своим объектом медитации или же я думаю о чём-то ином?» Если вы ходите четыре часа, но осознанности удалось добиться лишь на одну минуту, то это означает, что вы медитировали только одну минуту.

Помните – важно не то, сколько часов мы потратили на медитацию, а насколько качественной она была. Если во время ходьбы вперёд и назад ваш ум где-то блуждал, то вы не медитировали. Вы не медитировали в том смысле, который вкладывался Буддой в слово медитация – бхавана, развитие ума.

Важно именно качество ума, а не количество медитации, которую мы делаем.

Заключение

За всю историю буддизма многие монахи и монахини достигли прозрения, мудрости и просветления на дорожке для медитации благодаря исследованию Истины. В лесной монашеской традиции каждый аспект нашей жизни считается возможностью для медитации. Медитация – это не просто сидение на подушке. Все процессы жизни являются для нас возможностями исследовать реальность.

Мы прилагаем старания для познания вещей такими, какими они являются на самом деле, то есть познания того, что они возникают и исчезают.

Я надеюсь, что в этом обсуждении медитации при ходьбе я раскрыл нечто такое, что расширит арсенал ваших медитативных техник. Медитация при ходьбе может осуществляться в вашей повседневной жизни, когда вы куда-то идёте, а также, когда вы занимаетесь и формальной практикой.

Медитация при ходьбе может быть ещё одним вариантом развития ума, она предлагает уму поработать.

Если у вас проблемы с сонливостью – не сидите и не клюйте носом. Вставайте, и пусть ум начинает работать.
Это называется камматхана – фундаментальная работа ума.


Медитация при ходьбе (видео)


Winter walk (медитация при ходьбе) (видео)
Tags: Атма-вичара, медитация
Subscribe
promo alexlotov декабрь 31, 2037 23:50 606
Buy for 20 tokens
Стандартный ответ типичному троллю. Чтобы планетарно-звездная цивилизация существовала и развивалась гармонично и В Е Ч Н О , ей необходимо адекватно отражать единственный реальный Мир в русле Глобального исторического процесса, для чего ей необходима Н о в а я п а р а д и г м а м и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment